Галичские идолы - 185 лет открытий и забвений
Доклад В.Н. Михницкого на заседании ГКО "Костромская старина" 28 августа 2021г.

Часть 1. Печальная судьба Галичского клада.

Печальная судьба галичского клада. Почему печальная? Хотя бы потому, что найденный на берегу нашего Галичского озера 185 лет назад, он разошелся по государственным и частным коллекциям России, а в местном краеведческом музее о нем напоминает только одинокая витрина с тремя фотографиями экспонатов и не относящимися к кладу находками. Всего на настоящий момент насчитывается 56 предметов клада из меди, бронзы, серебра, каменных и глиняных артефактов, некоторые из которых уже утеряны безвозвратно (либо уничтожены, либо хранятся у частных коллекционеров). В то же время, не смотря на целый ряд полевых экспедиций и проведенных раскопок в 1908, 1921-1924 и 1964 годах, есть надежда, что кому-нибудь все таки удастся дополнить коллекцию галичского краеведческого музея новыми находками. И до сих пор не все тайны и загадки клада разгаданы.

Мемы «Галичский клад», «Галичская стоянка» и «Галичский идол» давно стали обиходными выражениями в научных и околонаучных кругах, у археологов, историков и просто блогеров, но в самом городе Галиче нет ни одного памятника или бренда, связанного с этой историей. В сегодняшнем докладе мне хотелось бы обобщить всю имеющуюся информацию, связаную с этой находкой, и обратить внимание на очень интересные на мой взгляд некоторые аспекты. Итак.

Первое упоминание о Галичском кладе принадлежит епископу Черниговскому и Брянскому (а ранее – до осени 1836 года Костромскому и Галицкому) Павлу, который летом 1836 года во время поездки по Костромской епархии посетил село Туровское, где получил в подарок от помещицы Натальи Ивановны Челеевой и ее племянника Дмитрия Сергеевича Безстужева несколько древних медных предметов и обломков горшка.

Что было в этой части клада? Описание есть в пояснительной записке епископа Павла:
1) небольшой языческий идол, вылитый из красной меди,
2) медный нож, довольно изоржавевший, вероятно, жреческий,
3) небольшое медное животное,
4) медная голова небольшого идола,
5) значительной величины медное кольцо,
6) небольшая медная вещица,
7) несколько серебряных вещиц также разного вида,
8) два небольшия черепа глинянаго горшка, в котором находились означенныя вещи.

Епископ Павел, 02 ноября 1836 года передал эти предметы в Общество Истории и Древностей Российских вместе с пояснительной запиской, которую председатель общества профессор Московского университета Михаил Петрович Погодин опубликовал в следующем 1837 году в изданном им «Русском историческолм сборнике». Впоследствии эта часть клада попала в Государственный исторический музей, где хранится до сих пор и является одной из самых привлекательных экспозиций.

 

Остальные предметы клада были пересланы позже в Москву Павлу Петровичу Свиньину, имевшему галичские корни. П.П. Свиньин - русский писатель, издатель и редактор, художник, историк, географ, неутомимый собиратель русских древностей, первый издатель журнала «Отечественные записки».

Одна часть клада осталась у него, другая была передана московскому родственнику помещицы Николаю Ивановичу Чалееву.
Свиньин сделал перечень и описание предметов клада, которое опубликовал в своей заметке в Русском историческом сборнике в том же 1837 году.
В части клада, оказавшегося у Павла Свиньина, находились следующие предметы по описи В.А. Городцова:
1) бронзовый вислообушный топор позднего типа (рис.6),
2) бронзовая фигурка пламенеющего идола (рис.2),
3) бронзовая головка с пламевидным возвышением на темени (рис.3),
4) предмет, напоминающий рукоятку ножа, обработанный в форме головки ящерицы с открытым ртом (рис.14),
5) бронзовая фигурка, представляющая схематическое изображение двух головок, вероятно, рептилий или птиц, связанных одною петлёю, придающей всей фигурке форму, так называемых, овечьих ножниц (рис.13),
6) фигурка весьма схематично изображенного длиннохвостого животного с обозначенным глазом на короткой морде (рис.12),
7) браслет с спирально заходящими друг за друга концами, с верёвочным орнаментом на последних,
8) очкообразная спиральная привеска галльштадтского типа (рис.15),
9) серебряные полушарные бляшки с отверстиями для пришивки их (малых размеров),
10) серебряные крупные бусины,
11) круглая (серебряная?) бляшка с пробитым отверстием у одного края,
12) обломки медных вещей разных форм,
13) обломки глиняной посуды, в которой клад был найден.
В последствии именно эта часть «Галичского клада» разошлась по «рукам» (после смерти П.Свиньина в 1839 году) и некоторые ее предметы попали из коллекции графа Строганова в Государственный эрмитаж в С.-Петербурге.

Третья часть клада хранится в собраниях Костромского Музея-заповедника. Эта часть принесена в дар Костромской Архивной Комиссии Иваном Николаевичем Чалеевым примерно в 1870-х годах и в настоящий момент выставлена в экспозиции, посвященной Галичскому кладу в Музее истории Костромского Края (всего 21 предмет).
По описи В.А. Городцова:
1) медная или бронзовая фигурка человека без ног и рук (рис.4),
2) два медных небольших ножичка, один стреловидной формы (рис.10), а другой с концом, загнутым кверху (рис.8 или 9),
3) нож, или предмет, похожий на нож, подобный предмету, изображённому на упомянутом рисунке Павла Петровича Свиньина (рис.7).
4) девять круглых, овальных и овальных с трёхугольным низом красномедных блях, пробитых круглыми или четырёхугольными отверстиями для подвешивания,
5) пять браслетов, сделанных из тонких выпуклых (полуцилиндрических в разрезе) медных пластинок, суженных к концам (из них один целый (рис.16), а прочие сломаны),
6) обломки бронзовой пластинки и
7) несколько других предметов.

Судя по имеющимся пояснениям и соображениям, изложенным в записках епископа Павла и Павла Петровича Свиньина, была еще одна часть предметов, которая сразу же потерялась, упав в талые воды реки Лыкшанки, когда 23 марта 1836 года, укрепляя во время паводка плотину, крестьяне заступом разбили глиняный горшок.
В принципе, на этом история галичского клада и закончилась – к нему российские научные мужи на тот момент времени не проявили никакого интереса.
Единственно, Павел Свиньин предположил, что вещички из клада принадлежали некоему шаману, который покланялся языческому богу Туру, от имени которого и происходит название имения Туровское, и имеют скорее всего сибирское происхождение по внешней похожести с уже найденными и известными.
И, надо отметить, именно предположение П.П. Свиньина о восточном происхождении вещей клада и относительно недавнем (в 1 тысячелетии н.э.) их изготовлении послужило тому, что вскорости о них забыли, отдельные предметы стали перепродаваться и попали совсем в неизвестные места, где о их древности имелись весьма смутные соображения.
Находки клада, несомненно, произвели должное впечатление на Свиньина, и он в своем самом значительном печатном труде «Картины России и быт разнеоплеменных ее народов», изданной в 1838 году, в главе, посвященной городу Галичу, указал о древности местности и найденных предметов:
На противоположном берегу Галичского озера возвышается конусом гора, известная под именем Туровской. Нет сомнения, что это название уцелело еще от первобытных народов, имевших на вершине исполинского кургана языческую кумирню. Два подобных кургана, меньшей величины, служили ему как бы подножием, или ступенями, по которым можно было достигнуть вершины святилища. Несколько лет тому назад крестьяне, роя землю в одном из этих курганов, отрыли большой глиняный сосуд, наполненный разными металлическими вещицами. Многие из них били доставлены помещице села Туровского, которая отправила их в Общество Русских древностей. Большая часть вещей из красной меди, самой грубой работы; остальные серебряные и представляют изображение змей, мышей, гребни и т. п. символические подвески, которыми ранее шаманы украшали свои священные облачения, когда приносили жертвы или совершали волхования. Язычники, оставляя места, вероятно, зарыли в середину кургана священные предметы своего верования.

И только в 1874 году первый финский археолог, основатель Национального музея Финляндии и музея Хельсинкского университета, организатор археологических исследований Йоганн Рейнгольд А́спелин описал предметы Галичского клада и отчасти указал их в своих работах на финском и французском языках. Аспелин в то время так же учился в Московском университете и совершил несколько экспедиций в места обитания финно-угорских народов России.

Почти через 30 лет о предметах, найденных в Галичском кладе, сделал подробную запись секретарь Императорской Археологической комиссии Александр Андреевич Спицын – впоследствии крупнейший русский ученый, историк и археолог, профессор, член-корреспондент АН СССР. В 1903 году в своей заметке, изданной в сборнике Русского Археологического Общества, он поместил рисунки с галичских вещей и касающиеся их сведения, а главное - заявил, что «Галичский клад явно примыкает к восточному медному веку Европейской России и имеет огромную важность для понимания культуры, к которой принадлежит, так как ничего более ценного для характеристики этой культуры не имеется. Это научный материал первоклассного значения».
Эта заметка и прозвучавшая в ней оценка клада послужила основой к вновь вознишему интересу к галичским артефактам многих исследователей того времени.

В 1908 году место находки клада посещает молодой финский археолог Арне Михаэль Тальгрен, увлеченный проблемой происхождения финно-угорских народов, который и производит первые робкие раскопки, давшие ему ряд очень интересных находок, позволявших заключить, что на месте находки клада существовала древняя стоянка или поселение.
В числе вещей, добытых его раскопками, имелись кремневые орудия в виде наконечников стрел, скребков и другое, обломки глиняной посуды весьма архаических типов и железный наконечник стрелы, как определяет Тальгрен, но вернее клинок ланцетовидного ножа (рис.20). Последний предмет Тальгрен отнёс к случайно попавшим предметам на стоянку в более позднее время. (В.А. Городцов)

В 1921 году, раскопки Галичской стоянки продолжают Василий Иванович Смирнов – энтузиаст археологических исследований, председатель Костромского научного общества по изучению местного края и Леонид Николаевич Казаринов – руководитель отделения общества в г.Чухломе.
В 1922-м и 1923 годах раскопки ведёт один Василий Иванович Смирнов. В результате трёхлетних работ на стоянке оказался собранным довольно богатый материал, в состав которого входили в значительном количестве обломки глиняной посуды, каменные орудия, железные шлаки, один железный четырёхгранный стержень, залегавший на глубине 21 см., в культурном слое, и один сильно перержавевший железный предмет, напоминавший обломок лезвия топорика (кельта), найденный также в культурном слое Леонидом Николаевичем Казариновым. (В.А. Городцов)
К сожалению, Смирнов и Казаринов, не будучи действительно научными работниками, а лишь исследователями, в большей степени посвящали себя раскопкам и поискам древних предметов, чем описанием хода экспедиций и
дальнейшим выводам. Но все же, результаты археологических исследований В.И. Смирнова привлекли внимание крупнейших советских археологов.

В 1924 году в село Туровское на место Галичской стоянки прибыла экспедиция московского профессора Василия Алексеевича Городцова. В составе группы были студенты (21 человек) кафедры археологии МГУ. Их встретили костромичи В.И. Смирнов и Л.Н. Казаринов, помогли обосноваться в лагере. Затем приступили к съёмке плана и раскопкам.
В.И.Смирнов сообщил, что он накануне произвёл небольшие раскопки на Галичской стоянке и нашёл следующие вещи (из отчета В.А. Городцова):
1) один шиферный полированный топорик,
2) две шиферные привески с сверлинами для привешивания их (рис.21),
3) несколько наконечников стрел и других орудий, то совершенно целых, то сломанных,
4) один шиферный предмет, по-видимому, служивший ручкой металлического орудия (рис.19), экземпляр замечательный по форме и отделке, и совсем не известный в других находках, и, наконец,
5) много обломков глиняной посуды.
Все эти вещи поступили в Костромской Областной музей.
В своем отчете в 1927 году В. Городцов подробно изложил все имеющиеся сведения о Галичском кладе, его предметах, проводившихся исследованиях и мнениях научных специалистов, а также описал весь ход собственных раскопок и найденых предметах.
Именно В.А. Городцов подтвердил начичие на месте изысканий стоянки древнего человека и связал ее с найденным ранее Галичским кладом.

Часть 2. Загадки и тайны Галичской стоянки у Туровского.

В своем отчете о раскопках, проведенных под Галичем в 1924 году, Василий Алексеевич Городцов описал Галичскую стоянку и сделал несколько зарисовок и схем:

• Галичская стоянка имела небольшие размеры. Экспедиция вскрыла места девяти землянок, служивших остатками несомненных жилых помещений и четырёх углублённых в почву очагов. Возможно, что в недоследованной нами западной части, на пространстве между траншеей №1 и дорогой (см. рис.32) найдётся землянки две или три, но никак не более: так что в максимуме всех землянок было не более 12-ти.

 

Далее Городцов делает расчеты и вывод о том, что на стоянке проживала родовая группа из 35 человек (17 взрослых и 18 детей).
Чтобы не изменять смыслы и стиль описаний и выводов, сделанных В.А. Городцовым, далее они приводятся дословно, как написаны в отчете:

• Принимая во внимание выбор места на довольно изолированном холме, а также жилища в форме землянок, следует заключить, что Галичская стоянка, вероятнее всего служила местом постоянного пребывания в ней человека. Судя же по незначительным размерам площади развития тёмного культурного слоя, не успевшего покрыть поверхность небольшого холма и имеющего незначительную мощность вне ям землянок, необходимо полагать, что стоянка существовала на Заячьем холме не очень продолжительное время.
• Жилища стоянки, как выше отмечалось, имели, по всей вероятности, вид конических шалашей, покрывавших неглубокие землянки. Характерным отличием галичских землянок служит их незначительная глубина и малые размеры окружности. Эти особенности, по-видимому, были вызваны близостью грунтовых вод и сыростью климата в этой прибрежной полосе большого Галичского озера, в которой изучаемая стоянка находилась. В средине землянок обычно сооружались очаги, служившие для нагревания воздуха в холодное время и для варки пищи в течение всего года. Такие очаги найдены и в галичских землянках, где они, кроме указанных целей, служили и для обжигания глиняной посуды (землянка №5), для плавления меди (землянка №7) и, может быть, для выплавки железа из руды. Вокруг очагов Галичской стоянки производились и другие работы, а, между прочим, и выработка каменных орудий.
• Из предметов домашнего быта дошли до нас топоры, ножи, долота, копья, стрелы, скребки и другое, сделанные из камня и реже из металла. Каменные топоры были плоские и сверленые.
• Главными занятиями обитателей Галичской стоянки, по-видимо-му, служили рыболовство и охота. Никаких земледельческих орудий Галичская стоянка не представила. Возможно, что обитатели стоянки земледелием и не занимались, добывая, необходимые продукты земледелия в обмен на продукты охоты и рыболовства от обитателей других населённых пунктов.
• Гораздо полнее и интереснее представлены памятники обрабатывающей промышленности, выразившейся особенно в обработке металлов, камня и глины. Из металлов на стоянке обрабатывались железо, медь и, возможно, серебро. Обработка железа представлена довольно многочисленными шлаками и, как упоминалось, несколькими предметами.
• Выплавка железа из руды как будто бы совершалась на домашних очагах. Это доказывается тем, что шлаки встречались только в землянках и, в одном случае, в очаге, тогда как в других местах стоянки они отсутствовали. Выплавкой железа занимались жители не всех землянок, а только некоторых. Из последних особенно выделилась обилием шлаков землянка №2 (рис.33).
• Местная обработка меди доказывается найденными экспедицией каплями меди, пролитыми из тигля на домашний очаг землянки №7. Интересно отметить, что раскопками найдено всего только три медных предмета (нож, пластинка и проволочная спиралька. Тогда как в кладе их оказалось более 33. Откуда галичский человек приобретал медь, неизвестно: но в виду того, что месторождения медной руды в окрестностях стоянки как будто отсутствуют, можно заключить, что галичские обитатели пользовались медью, привозимою откуда-то со стороны; сами же обитатели переплавляли только готовый (выплавленный из руды) металл, доставлявшийся, вероятнее всего, в форме вещей.
• Положительных следов обработки серебра не найдено, но допуск такой обработки возможен, так как клад представил много серебряных предметов, каких в других местах мы ещё не знаем; таковы, плоские серебряные бляхи клада, имеющие весьма примитивные формы и, как мы ниже увидим, специфическое культовое назначение.
• Обработкой глины, по-видимому, занимались обитатели всех землянок стоянки. Изделия их отличались большим однообразием: в состав их входили только сосуды и ничего больше. Целых сосудов экспедицией не найдено, хотя несколько раз открывались нижние части сосудов, вкопанных в полы землянок, как бы в целом состоянии, но когда их вынимали, они распадались на куски. Количество встреченных обломков в стоянке очень велико.В общем, можно заметить, что гончары Галичской стоянки обладали артистическим вкусом и чувством ритма; особенно ловко умели владеть зубчатым чеканом, которым воспроизводили разнообразные, нередко изящные геометрические узоры.
• Ещё раз коснёмся клада. Раскопками экспедиции установлена связь клада со стоянкой. Найденный в землянках стоянки медный нож, медная спиралька, а также бронзовая пластинка, с прибитым отверстием залегавшая над поверхностью культурного слоя, схожи с соответствующими вещами клада. Клинок ножа схож с клинком ножа из клада (рис.17), проволочная спиралька близка к обломку витого медного предмета (рис.18).
• Принимая же всё это во внимание, можно заключить, что клад принадлежал одному или группе обитателей стоянки. Клад дошёл до нас не весь. Часть его, по свидетельству епископа Павла и Павла Петровича Свиньина, упала в воду и, конечно, погибла. Погибла и та часть, которая, не попавши в музеи, разошлась по рукам. Так, между прочим, погиб бронзовый топор, о форме которого составляется понятие по дошедшему рисунку Свиньина.
• В составе сохранившейся части клада особенно интересны изображения антропоморфных идолов и животных рептильного вида, несомненно, имевших также культовое значение. В антропоморфных идолах, украшенных исходящими из них лучами и пламенем, легко узнать богов солнца, огня, света и добра, а в изображениях рептилий (змеек и, может быть, крокодилов или вообще ящеров) – богов тьмы и зла. Очевидно, обитатели Галичской стоянки поклонялись и добрым, и злым божествам, что наблюдается почти у всех первобытных народов.

• Что касается других предметов, то все они, могли иметь также отношение к культу и служить при совершении богослужении и жертвоприношении: большой нож с рукояткой, украшенной змейкой и головкой другого рептилия, мог употребляться для заклания жертвенных животных. Кривые ножи – для гадания по внутренностям жертвенных животных, бусы, браслеты, разного вида бляхи – для украшения жреческой одежды, которая могла напоминать современные одежды шаманов.
Время стоянки и клада определяются более точно. В уточнении искомой даты сыграли совершенно особенную роль раскопки экспедиции 1924 года, благодаря которым удалось установить:
1) одновременность стоянки и клада,
2) единство культурного наслоения стоянки и
3) одновременность употребления железных, медно-бронзовых и каменных орудии домашнего и промыслового труда.
При таких условиях даты, установленные ранее Русским Археологическим Обществом и Арне Михаэлем Тальгреном (Таllgгеn) сами собою падают. Основанием для установки даты, прежде всего, служит связь стоянки с железной индустрией. В настоящее время археология документально выяснила, что в конце XV-го и в самом начале XVI века до Христианской эры железо было хорошо известно в Египте и Передней Азии. В это время с железом были знакомы все островитяне восточного бассейна Средиземного моря, а также обитатели Балканского и Пиренейского полуостровов, откуда железо, в конце II-го тысячелетия до Христианской эры проникает в Среднюю Европу и Скандинавию. Очевидно, к этому, а не к более раннему времени должно относиться знакомство с железом и более северных областей, а в том числе и Галичской стоянки. Принимая же во внимание, что обитатели последней не только были знакомы с железом, но и умели его добывать из руды, необходимо дату несколько приуменьшить. Действительно, вошедшая в клад очковидная, спиральная бронзовая привеска (рис. 5) вероятнее всего занявшая свою форму от галльшадтских прототипов. не позволяет относить клад, а вместе с ним и стоянку ко времени ранее IX века Христианской эры. но возможно, что Галичская стоянка существовала в VIII и даже в VII веке, когда в средней России обозначаются новые культуры типа Дьяковой и Городецкой.
Найденные на Галичской стоянке вещи, не исключая бронзового вислообушного топора, не могут противоречить столь поздним датам. Но ввиду того, что истина чаще всего находится в средине, можно с наибольшей вероятностью определить время Галичской стоянки и клада в VIII веке до Христианской эры.
Галичская культура имела деловые связи с галльштадтской культурой средней Европы, но эти связи были слабы. Гораздо сильнее оказывались связи со средним и южным Уралом. В первом направлении мы находим большое число лучистых и пламенеющих металлических и каменных идолов, удаляющихся до Минусинской котловины и вероятно далее, а во втором прослеживаем интересную технику полуцилиндрических бронзовых браслетов и колец, целые и фрагменты которых найдены в Галичском кладе.

Исходя из сделанных В.А. Городцовым выводов по итогам раскопок, можно констатировать следующее:
1. Небльшой культурный слой указывает на недолговременность существования стоянки – несколько десятков лет и, возможно, несколько периодов подряд по нескольку десятков лет.
2. Основное занятие родовой общины – охота и рыболовство, и, частично гончарное и металлургическое производство.
3. Клад в горшке принадлежал общине, составлял их «финансовую базу», использовался при обрядах и торговле, хранился отдельно. О месте схорона, видимо, знал только глава общины, с его гибелью было утерян и капитал всей общины. Возможно, что было несколько схронов. Так же представляется, что гибель жителей стоянки могла произойти от набега «злых» людей или случайной смерти главы или же горшок с вещами был захоронен в могиле с шаманом (никто это место не исследовал).
4. Для производства охотничьего снаряжения – наконечников стрел, копий, топоров, долотов, сверл и т.п. было необходимо, чтобы технологией их изготовления владели несколько членов общины, и скорее всего, мастерство ими было перенято где-то в других краях, вероятнее всего с южного Поволжья или Приуралья.
5. Как предположение, в связи с изменением климатических условий или других обстоятельств, родовая община пререместилась в среднее Поволжье из юго-восточного (или южного Урала) по рекам в зимнее время несколькими переходами и в качестве промежуточного пункта жительства выбрала себе северный берег Галичского озера, где было вдоволь пропитания и имелась относительная безопасность.
6. Самую большую загадку представляют медные божки из клада – такое количество однотипных предметов в одном месте указывает на то, что владелец их был одновременно и автором и изготовителем. Перерыв все источники в Интернете, пришел к выводу, что идолы являются истинно оринальными, нигде не повторяющимися произведениями искусства, представляют собой огромную художественную ценность.
7. Чтобы выплавить статуэтку из меди необходимы многие условия – наличие руды и примесей, плавильной печи, форм и тиглей, приспособлений, качественного древесного угля, а главное – знание технологии, материалов, процессов.
8. Похожие стоянки были обнаружены не только по берегам Галичского озера, но и более ранние и поздние по берегам Чухломского озера и системы питающих рек. Так что переселение общин, а точнее массовая миграция населения происходила постоянно, стоянки и стойбища возникали и исчезали со временем, в связи с возникающими внешними или внутренними обстоятельствами.
9. Примерная датировка найденных предметов стоянки и вещей клада В.А. Городцовым – VIII век до н.э. выбрана очень осторожно исходя из имеющихся на то время сведениях об аналогичных найденным при раскопках артефактам, которые разными археологами и историками определяются в промежутке от XVII –XII века до н.э. до начала Христовой эры. Из результатов современных исторических исследований ХХ-го века можно предположить принадлежность общины Галичской стоянки скорее всего к миграционным потокам так называемого сейминско-турбинского транскультурного феномена XV –X века до н.э..

Часть 3. Особое мнение специалистов археологической науки.

После опубликования в 1927 году результатов экспедиции В.А. Городцова более раскопок и археологических изысканий на стоянке не проводилось, кроме как имеется упоминание, что в 1964 году Л.В. Кольцов доисследовал остатки разрушенного поселения у с. Туровского. По некоторым данным, после этого песчанная часть «Заячьей горки» была использована как насыпной материал при строительстве автодороги на берегу озера.
В 1929 году Костромское Общество по изучению местного края было разогнано, против В.И. Смирнова и Л.Н. Казаринова были возбуждены сфабрикованные уголовные дела. В 1931 году их обоих обвинили в антисоветской агитации, Смирнов был отправлен в ссылку в г. Архангельск, где скончался в 1941 году, Казаринова сослали на 3 года в г. Котлас, умер в 1940 году в г. Чухломе.

Особое научное мнение 1.

В 1945, 1946 и 1947 годах московский археолог Мария Евгеньевна Фосс (ученица В.А. Городцова) исследует поселения возле с.Умиление и с.Быки на северном берегу Галичского озера.
Раскопки на дюне близ б. монастыря «Умиление» открыли стоянку с остатками выплавки железа, расположенную на площади древней стоянки галичской культуры. Обнаружены три землянки с очагами и очажные ямы вне землянок с углистым песком и древесным углем. Найденные в большом количестве железные шлаки, обломки кричного железа, рассеянные повсюду каменные орудия для дробления руды — указывают на производившуюся здесь выплавку железной руды. Наряду с этим впервые были обнаружены фрагменты сосудов с сетчатым орнаментом древнейшего дьяковского типа, со следами употребления их в качестве тиглей. Нахождение железа, сплавившегося с глиняными сосудами, ставит вопрос о вторичной обработке железа, полученного сыродутным способом. Открытая стоянка является первой подобного рода стоянкой на территории Европейской части СССР. Площадь ее раскопа составляет около 260 м2.
Данные раскопок 1945 и 1946 гг. позволяют передатировать Галичскую стоянку и наметить периодизацию памятников с указанием их генетической связи начиная с эпохи неолита и кончая ранним железом.

 

Особое научное мнение 2.
В 1941 году советский археолог-славист Петр Николаевич Третьяков (доктор и.н., лауреат Сталинской премии, родился и до 1927 года проживал в г. Костроме, 13-летним юношей участвовал в раскопках Галичской стоянки в составе группы В.И. Смирнова) указал вероятное происхождение Галичского клада в своей работе «К истории племен Верхнего Поволжья в первом тысячелетии н.э.» (Материалы и исследования по археологии СССР. н.5. М., 1941. с.16-17. Книжная серия ИИМК/ИА АН СССР. М., М.-Л., Л.: 1941-1972.)
На оз. Галичском у с. Туровского, в устье р. Лыкшанки, расположена стоянка, обнаруженная на месте находки известного Галичского клада бронзовых вещей. Ее исследование выявило остатки девяти жилищ, два из которых имели кладовые в виде пристроек, множество каменных и кремневых орудий, нож из бронзы и керамику, уже знакомых нам типов: позднюю ямочно-гребенчатую, бомбовидную с высокой шейкой и «сетчатую». На Галичском озере имеются еще три подобных стоянки в местности Пески и в устье р. Середней в восточном конце озера. Приведенные выше материалы, характеризующие более поздние памятники, показывают, что древний уклад неолитических рыболовов-охотников претерпел существенные изменения. Они заключались в появлении металла и металлургии, в появлении первых домашних животных, возможно, в появлении земледелия. На усложнение способов приготовления пиши указывает то разнообразие типов и форм посуды, которое выявляется в поздних стоянках. Можно говорить также о начале обмена; металл, например, мог попасть в Верхнее Поволжье только этим путем. Галичский клад, который только что упоминался, имеет несомненное происхождение из области Волго-Камья: он имеет параллели в Сейминском и Турбинском могильниках, в Абашевских курганах Чувашской АССР и в Верхнеуральском кладе из Приуралья (П.Н. Третьяков. К истории доклассового обшества Верхнего Поволжья. Изв. Гос. Акад. истории матер. культуры. Bып. 106, 1935. с.132—134). Любопытен также факт появления около отдельных жилищ помещений хозяйственного назначения, что имеет место и в поздненеолитических памятниках низовьев р. Оки, но ни разу не было встречено в ранних стоянках.

 


Особое научное мнение 3.
В 1959 году галичский преподаватель и краевед Леонид Иванович Белов в своей газетной заметке выразил следующее мнение:
Весной 1836 года на северном берегу Галичского озера, около села Туровского, на холме «Заячья горка», крепостными крестьянами был вырыт из земли глиняный сосуд, наполненный медными и бронзовыми предметами древнего происхождения. Эта находка получила в археологии название «галичского клада». Предметы клада в настоящее время хранятся в Московском Государственном Историческом музее, Ленинградском Эрмитаже и Костромском краеведческом музее. А на месте находки в 1924 году выдающимся советским археологом профессором Василием Алексеевичем Городцовым были произведены раскопки, обнаружившие стоянку людей медно-бронзового века.
Однако медно-бронзовая культура не получила сколько-нибудь значительного развития в нашем крае, так как здесь, не было месторождений меди и олова. А изделия из меди и бронзы попадали сюда издалека, вероятнее всего, с Урала. Они были редки и не могли поэтому вытеснить каменных орудий труда.
Другое дело – железная культура. Она выросла и развилась на базе местных болотных и озёрных железных руд, которых много в долине Галичского озера. Стоянка людей железного века обнаружена была против села Умиленье, на песчаной дюне, расположенной на северо-западном берегу Галичского озера. Эта стоянка была открыта археологической экспедицией 1945-1947 годов, возглавляемой Марией Евгеньевной Фосс. Раскопки здесь дали возможность выяснить и древнейший на севере нашей страны способ выплавки железа в глиняных сосудах, поставленных в горящие костры очажных ям (так называемый очажный способ).
Изучены были археологами, так называемые, «селища», открытые в деревне Быки и около деревни Чёлсма и относящиеся к более позднему времени. Раскопки селищ дали большое количество костей домашних и диких животных. Причём домашние животные явно преобладают – доказательство того, что, кроме рыбной ловли и охоты, древнейшие жители галичского края занимались и животноводством.
Таковы важнейшие археологические памятники первобытнообщинного строя в окрестностях Галича, характеризующие его предысторию.

Особое научное мнение 4.
2015 год. Комментарий к выставке Евгения Азарова (Хранитель музейных предметов отдела археологических памятников ГИМ г. Москва):

Анализ предметов позволяет датировать находки рубежом III-II тысячелетия до н. э. и соотнести их с племенами подвижных скотоводов и металлургов, происходящих изначально с далёкого региона Северной Азии. В дальнейшем эти племена распространили своё влияние на огромные пространства Евразии в эпоху бронзы. Этот факт получил в археологической науке название сейминско-турбинского феномена. Значение предметов из «клада» трудно переоценить: они изготовлены на высоком художественном уровне и дают нам представление о духовной культуре и мировоззрении населения столь древней эпохи.
В коллекции Исторического музея находится 8 предметов, представляющие собой блестящие образцы художественного литья Северной Евразии в эпоху бронзы. Среди них выделяется небольшая антропоморфная фигурка-идол. Медная фигурка, высотой чуть более 16 см (размеры 16,4х4,4 см), была отлита по утраченной восковой модели, одному из способов литья при помощи заранее заготовленной формы предмета. Древний мастер в фигурке пытался передать образ мужчины в танцующей или же камлающей позе шамана, подчеркнув мускулы рук и ног. Ноги слегка согнуты в коленях; узкая талия; руки согнуты в локтях и соединены в «замок» над бёдрами. Кисти рук и ступни ног не выделены. Главное внимание притягивает к себе «лицо» идола, выполненное неестественно крупнее по отношению к телу фигурки, вытянутое, с острым подбородком и широкими скулами. Ярко выражен крупный прямой нос, крутые нависающие надбровья и углубленные глазницы с рельефно выступающими зрачками. Оттопыренные уши в виде закругленных выступов напоминают звериные. Четко очерчен выступающий подбородок, большой рот приоткрыт. Характер моделировки и специфика в передаче физиономических черт выдают в них маску, а не облик конкретного человека; с обратной стороны маска вогнута. Нависающая над лбом рельефная планка, судя по всему, является частью весьма важной для шамана детали одежды – головного убора, увенчанного тремя отростками-лунницами, возможно имитирующими птичьи перья.
Назначение подобной фигурки среди атрибутов древнего шамана трудно достоверно установить. Однако, используя не столь древние этнографические данные о культуре народов Сибири в 18-19 вв., можно предположить, что подобные идолы с приоткрытым ртом, а также различные изображение масок служили для древнего шамана свое рода духами-помощниками, олицетворениями шаманов-предков, помогающими ему исполнять свои магические действия.

Особое научное мнение 5.
2017 год. Оружие и идолы Галичского клада.
Канал History of weapons (История оружия с древнейших времен)
https://zen.yandex.ru/media/history_of_weapons/orujie-i-idoly-galichskogo-klada-5a285a348c8be38ba94debb5

В состав клада входило более 56 предметов из металла (медь, бронза, серебро). Хронологически клад относится к середине II тыс. до н.э., т.е. к эпохе бронзы.
Предметы Галичского клада, как считается, имеют преимущественно ритуально-культовое назначение. Есть основания предполагать, что данный комплект вещей сопровождал некогда захоронение шамана или его кенотаф (имитация захоронения без самого покойника).
Исследования указывают на непосредственную связь Галичского клада с так называемым сейминско-турбинским транскультурным феноменом, под которым понимается совокупность археологических памятников на огромной территории лесостепной полосы Евразии (от Финляндии до Монголии), которые богаты изделиями из качественного металла (в первую очередь, конечно, бронзы). Появление этих памятников относится к середине II тыс. до н.э. Этот период характеризуется открытием техники тонкостенного литья, благодаря которому люди научились изготавливать полые втулки (иногда их называют слепыми) для наконечников копий и топоров, тем самым добиваясь простого и надежного скрепления их с рукоятью.
Исследователи полагают, что эти племена металлургов и коневодов начали свое движение с территории Алтая (степи, лесостепи и предгорья Алтая) в западном направлении через пространства лесостепной Сибири, тайги, Уральские горы к лесным равнинам Восточной Европы. Отличало этих воинов-кочевников оружие ближнего боя, в котором со всем блеском проявились новые технологии бронзолитейного дела.

Характерным предметом сейминско-турбинского типа из Галичского клада является кинжал с рукоятью в форме змеи и пластинчатым клинком. В подобных кинжалах отобразилась сама история формирования сейминско-турбинского феномена.
Среди предметов клада была еще одна рукоять, возможно, что от подобного кинжала. На этой рукояти также была обозначена голова змеи с открытой пастью и раздвоенным языком-жалом. Предмет, к сожалению, был утерян и сохранился лишь его рисунок. Змеиная тематика встречается на других сейминско-турбинских кинжалах, что, по всей видимости, отражает общность мировоззренческой схемы. Возможно, что в эту эпоху образ змеи был связан с формирующимся шаманством и ассоциировался с представлениями о нижнем мире, на что указывают и данные этнографии коренного населения Сибири. Связь шаманских представлений с культом змеи в эпоху бронзы можно проследить и на материале шаманских погребений Восточной и Западной Сибири.

Особое научное мнение 6.
2017 год . Игорь Иванович Бабанов - прозаик, этмолог, блоггер.
Доселе известны стоянка в селе Быки, расположенная на высокой дюне, стоянка на Песках или пляже близ Умиленья, стоянка около села Брюхово на реке Вексе. Кроме того, в литературе названы стоянки «у села Фрола и Лавра» и две стоянки на устьях впадающей в озеро с восточной стороны речки Середней.
Отдельно от всех обозначена стоянка у села Туровского на Заячьей горке, при устье речки Лыкшанки. Раскопками В.А. Городцова (1929г.) здесь было открыто 9 землянок и хорошей выделки посуда красноватой глины с ямочно – гребенчатым орнаментом. Эта стоянка прославилась еще раньше находкой в речке Лыкшанке клада медных орудий, среди которых были медный топор с вислым обухом и медные идольчики оригинального вида...
На берегу Галичского озера на территории стоянки бронзового века, имеющей неолитический облик, найден клад вещей, который связывают с абашевской культурой. В Галичском кладе найдены бронзовые статуэтки мужчин. Одна из них изображает солнечное божество — его голова окружена лучами, другая—лунное божество: на его голове три полумесяца. С этими статуэтками найдены бронзовые фигурки ящериц, вислообушный топор, кинжал, ножи, браслеты. Вероятно это вещи употреблялись при религиозных обрядах и принадлежали родовому коллективу...
Галичский клад, клад медных изделий культового назначения (около 13 в. до н.э.). Найден в 1835 вблизи г. Галича. В состав клада входили медные статуэтки мужчин (солнечное божество и лунное божество), фигурки ящериц, топор, кинжал, ножи, браслеты и т.п.
Тип цивилизации, создавшей галичский клад, относится к Абашевской культуре, широко представленной в Европейской части России и Южном Урале. Абашевская культура родственна Срубной и Андроновской культурам. Ее представители одними из первых стали применять боевые колесницы, владели искусством выплавления меди и бронзы. По антропологическому типу это были европеоиды с широким лицом и выдающимся носом (это хорошо заметно по галичской скульптуре).
Абашевцы относились скорее к палеоевропеоидам, чем к финно-уграм, чьи предки пришли в Европу позднее.
Галичский клад является современником египетского фараона Рамзеса II...

 Особое научное мнение 7.
2021. Небольшое замечание автора доклада к оформлению экспозиции Галичского клада в Музее истории Костромского края.
Несколько неточностей сопровождают пояснительную записку к витрине с предметами Галичского клада, находящуюся в музее истории Костромского края.
1. Во всех публикациях П.П. Свиньин указывает точную дату обнаружения клада – 23 марта 1836 года, почему-то в записке идет ссылка на 1935 год.
2. Не смотря на результаты всех проведенных раскопок, специалисты музея утверждают, что клад никак не связан со стоянкой «судя по расположению на местности», а принадлежит воинам-кочевникам сейминско-турбинской культуры.
В то же время выводы о времени и принадлежности предметов Галичского клада сделаны примерно такие же, что всеми остальными специалистами:
«Вероятно предметы Галичского клада принадлежали кочующему племени, которое проходило в XIV – XII вв. до н.э. через территорию Верхнего Поволжья».


Итак, исходя из сложившегося мнения представителей научных кругов СССР и России, можно сделать следующее основательное предположение:

Галичская стоянка и клад возле села Туровского принадлежали кочующей родовой общине, имеющей корни из Южного Урала или Алтая, где хорошо была развита медно-бронзовая металлургия. Длительность пребывания общины возле Галичского озера можно приблизительно определить в несколько десятков лет в интервале 1700 – 1200 лет до н.э. , то есть относящейся к периоду Андроновской культуры (1700 – 900 годы до н.э., современный Казахстан и предуралье), или же, что также вероятно, к периоду Сейминско-Турбинского феномена (2150-1600 года до н.э.) и Абашевской культуры (2140-1740 лет до н.э).

 

Приложение 1. «Абашевская культура» или «Сейминско-турбинский феномен»?

Абашевская культура.
Лев Самуилович Клейн
Советский и российский историк, археолог, культур-антрополог, филолог, историк науки. Доктор исторических наук, профессор.
http://генофонд.рф/?page_id=9806

 

Культурные общности центральной части России 5-2 тысячелетие до н.э. Фатьяновская, Волосовская и Абашевская культуры. Сейминско-Турбинский феномен.
2016г.
https://forum.arimoya.info/threads/Древняя-Европа.3685/page-11

Так, конец фатьяновской культуре положила не угро-финны, а новая волна индоевропейцев степняков в сер. 2 тыс.лет до н.э. Это Абашевская культура, с определённой степенью вероятноти определяемая как арийская (т.е. индо-иранская). центр её был в Татарстане и Башкирии, но отдельные группы доходили до верховьев Камы и Ярославля. Впрочем, абашевцы были немногочисленны и их присутствуие на севере оказалось только эпизодом. Ещё более интригующим эпизодом является т.н. Сейминско-Турбинский феномен пер. пол. - сер. 2 тыс.лет до н.э.

На данный момент для изучающих его археологов он выглядит чем-то вроде похода Чингисхана.
Начав движение с Алтая группа высоко-цивилизованных (относительно соседей) коневодов, захватывая, покоряя и включая в войско сибирские племена движется через Западную Сибирь на Урал. Задержавшись там некоторое время, они продолжают движение на запад, вплоть до Финляндии, причём упорно держась именно таёжно-лесной, а не степной зоны. Стационарных селений они не оставляют, а оставляют только могильники с богатым инвентарём, но без покойника. А затем беследно исчезают. Оружие у них для тех времён было суперсовременное.

Справка из Википедии:

Се́йминско-ту́рбинский межкульту́рный (транскульту́рный) фено́мен — общее наименование археологических памятников со специфическими бронзовыми находками, распространившихся по лесной и лесостепной полосе Евразии в 2150—1600 годы до н. э.[1]Термин охватывает характерные металлические изделия, обнаруженные в большом количестве погребений на огромной территории Евразии, протянувшейся от Финляндии до Монголии. Формы оружия и орудий, костяные пластинчатые доспехи, нефритовые украшения ранее вообще были неизвестны в большинстве культур Северной Евразии. Фактически все основные сейминско-турбинские некрополи приурочены к крупным водным магистралям и часто к устьям больших рек, однако до сих пор неизвестны поселения, которые были бы связаны с этими могильниками воинов-кочевников, владевших металлообработкой, использовавших конницу и двухколёсные колесницы. Сложение феномена происходило, по-видимому, на основании синтеза двух компонентов: «алтайского» (степи, лесостепи и предгорья Алтая) — племён металлургов и коневодов, и «таёжного» — племён подвижных таёжных охотников и рыболовов, населявших пространство от Енисея до Байкала, с которыми связан богатый каменный и костяной инвентарь, а также украшения из нефрита.

Аба́шевская культу́ра — археологическая культура бронзового века второй половины III тыс. до н. э. и начала II тыс. до н. э. (по радиоуглеродным образцам 2140–1740 до н. э.) на территории европейской части России от Калужской области до юга БашкортостанаКультура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены её курганы.
абашевские племена занимали обширную территорию, охватывающую Верхнее и Среднее Поволжье, Прикамье и Южный Урал, современные республики ЧувашияМарий ЭлТатарстан, БашкортостанПермский крайКировскуюУльяновскуюСамарскуюЛипецкую и Воронежскую области. В этих областях выявлены многочисленные курганные группы, в восточной части ареала, на Южном Урале, расположены позднеабашевские поселения. Абашевцы занимали всю эту территорию не сплошным массивом. Основные группы памятников абашевской культуры сосредоточены на территории Среднего Поволжья — в бассейне рек ИлетиЦивиляСвияги, низовьях Камы.

 Андро́новская культу́ра (культу́рно-истори́ческая о́бщность) — общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в XVIIIX веках до н. э. КазахстанЗападную Сибирь, западную часть Средней АзииЮжный Урал.
Название происходит от деревни Андроново около города Ачинска, где в августе 1914 года А. Я. Тугариновым были обнаружены первые захоронения[2].
Андроновская культура была выделена советским археологом С.А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.
В настоящее время в составе андроновской культуры выделяется по меньшей мере 4 родственных культуры[3]:

 

Приложение 2. Галичские идолы – медные или бронзовые?  Немного о технологии литейного дела бронзового века.


Признаки древности китайских бронзовых сплавов
https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434789/Priznaki_drevnosti_kitayskikh_bronzovykh_splavov?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Нона Дронова, Александр Портнов
«Природа» №11, 2017

 

Аркаим и «Страна городов» 
1 июня 2021
 https://topwar.ru/183540-arkaim-i-strana-gorodov.html

 

Андрей Скляров
https://old.lah.ru/text/sklyarov/metal-web/text.htm

Металлы – дар небесных богов
Аннотация:

Исследования последних десятилетий серьезно пошатнули традиционный взгляд на историю освоения металлов человеком. Особенно много противоречий между эмпирическими фактами и устоявшейся теорией обнаруживается для самых ранних стадий древней металлургии. В свете накопленных к настоящему времени фактов версия освоения человеком выплавки металла из руд в результате случайного и хаотичного экспериментирования  выглядит весьма сомнительной. Между тем сами наши древние предки никогда и нигде не ставили себе в заслугу освоение металлургических технологий. Они считали это знание даром богов – представителей весьма высоко развитой в техническом отношении цивилизации, следы реального существования которой в древности обнаруживаются практически по всей нашей планете.

* * *